Как мы будем торговать в будущем

В прошлом году в Швеции открылся круглосуточный магазин, в котором нет персонала. Все действия, включая открытие входной двери, покупатели осуществляют с помощью мобильного приложения. Для российских городов подобное кажется совершенно фантастическим. Торговля, какой мы ее знаем, меняется безвозвратно.

Внедрение многих новых технологий связано с распространением инновационных способов оплаты (бесконтактных и мобильных платежей) и кредитования (онлайн-POS). Недавно были представлены POS-терминалы, которые сканируют лицо покупателя при вводе PIN-кода, что позволит свести к минимуму мошенничества с использованием банковских карт. Про Apple Pay, Samsung Pay и аналогичные платежные системы сегодня не слышал только ленивый.

Крупный ритейл

В этой сфере несколько перспективных трендов:

— внедрение касс самообслуживания;

— внедрение электронных ценников;

— выпуск собственных мобильных приложений – своеобразных навигаторов покупок, позволяющих, в том числе использовать смартфон вместо дисконтных карт;

— использование big data для персонализации предложений;

— закупки на основе анализа потребительского поведения.

Технология iBeacon начинает применяться и в России.Что это такое?  Речь идет о маячках, способных в радиусе 10-30 метров засечь смартфон пользователя и показать ему релевантное сообщение: акции, скидки, информацию о продуктах. Люди сосредоточены на своих смартфонах и поэтому традиционные рекламные каналы оказываются неэффективными. Простой пример: вы идете по торговому центру, вам приходит сообщение, что в магазине за углом именно для вас действует скидка на обувь вашего размера. Сообщение может демонстрироваться в определенный момент: когда, например, клиент выходит из торгового центра. Использование iBeacon позволяет анализировать аудиторию, отслеживать перемещения клиентов по торговому центру или продолжительность пребывания. Появляется возможность сделать индивидуальное предложение каждому клиенту или сузить аудиторию до необходимой. Допустим, приглашать в магазин спортивной одежды именно клиентов фитнес-клубов.

Малый бизнес

Владельцам небольших торговых точек инструменты, используемые крупным бизнесом, не подходят. В данном сегменте активно развиваются

технологии в сфере эквайринга, интернет-платежей, программ лояльности, CRM и учета. Мобильные решения для малого бизнеса в сфере ритейла – быстрорастущий рынок, американский разработчик решения для мобильного эквайринга Square вышел на IPO в конце 2015 года и был оценен в $2,9 млрд.  

 

Все больше предпринимателей в сфере торговли используют онлайн-сервисы для учета, которые пришли на смену таблицам Excel и общим тетрадям. Подобные сервисы завоёвывают популярность по нескольким причинам:

  • Данные обо всех продажах во всех торговых точках в любой момент доступны владельцу бизнеса, а списки магазинов, поставщиков, клиентов, работников, товаров и услуг — всегда под рукой.
  • Они не требуют настройки и обучения персонала.
  • Они универсальны. Считалось, что вести учет в мобильных приложениях уместно для торговых точек с небольшим ассортиментом, но опыт показывает, что даже магазины шин с десятками тысяч наименований продукции успешно используют такие решения.
  • Иногда функционал включает в себя сканер штрих-кодов, возможность подготовки и печати ценников, систему скидок для клиентов.

Эти возможности  доступны пользователям сервиса CloudShop, который существует в виде веб-версии, мобильного приложения и приложения для организации рабочего места кассира.

 

Что дальше?

Все идет к тому, что сервис учета продаж станет чем-то вроде виртуального ассистента. Анализируя историю закупок, выручку, прибыль, количество продаж и средний чек, он будет давать советы владельцам торговых точек о необходимости провести закупку или о том, что один продавец продает гораздо больше другого.

Для того, чтобы зарабатывать деньги завтра, владельцам торговых точек необходимо уже сегодня:

— использовать онлайн-сервис для учета продаж, товаров и клиентов онлайн-сервис ;

— предоставлять клиенту максимум возможностей для оплаты покупок – пусть он платит за покупки хоть биткойнами;

— продавать через интернет-витрину и мобильное приложение;

— использовать программы лояльности, поощрять постоянных клиентов.
Совет, который актуален всегда: грамотно относиться к выбору партнеров. Касается всего: от поставщиков товара до разработчиков программы учёта. Партнеры, заинтересованные в вашем успехе — это ваша прибыль сегодня, завтра и всегда.