Учет в розничной торговле

Особенности учета в розничной торговле.

Правильный учет товаров в розничной торговле позволит избежать штрафов, объективно оценить показатели деятельности предприятия, скорректировать стратегию ведения бизнеса.
Основная задача учета — в своевременном предоставлении сведений о количестве запасов на предприятии, его доходности, а также в контроле за движением по счетам.

Основные задачи учета в розничной торговле:

  • выявление товаров, которые не пользуются спросом;
  • определение размера материальной ответственности;
  • контроль за правильностью ценообразования;
  • определение валового дохода за определенный период;
  • проверка того, своевременно ли были оприходованы товары;
  • надзор за правильностью инвентаризации;
  • надзор за правильным оформлением проведенных товарных операций.

Что важно в таком учете:

  •  быстро получать актуальную информацию в отношении движения товаров;
  • соблюдать единство всех показателей бухгалтерии;
  • периодически проводить плановые и спонтанные инвентаризации;
  • постоянный контроль за работой материально ответственного лица;

Если торговый учет в магазине будет проводиться по всем требованиям, то каких-либо проблем с учетом продаж и ведением бухгалтерской документации не возникнет. В случае халатного отношения к данному вопросу на предприятии повышается риск хищений.

НЮАНСЫ КАЖДОГО ВИДА ФИНАНСОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

1. Учет реализуемой продукции

Обычно учет в рознице требует:

  • отражение в документации выручки каждого кассира-операциониста ежедневно в конце смены;
  •  выдача чека ККМ.

По счету 90 «Продажи» необходимо отразить синтетические показатели:

  • по кредиту — стоимость реализации товара с НДС;
  • по дебету — затраты на реализацию, акцизные надбавки, себестоимость продукции.

Каждый день по данным выручки кассира заполняются проводки. Затем уже в конце месяца осуществляет перечисление НДС, а также подсчитывается валовый доход предприятия. Этот показатель считается как сумма всей выручки минус затраты на реализацию продукции и ее закупочная стоимость.

Учет товаров в розничной торговле можно проводить по продажным ценам или по покупным. При этом каждая форма имеет свои особенности, которые обязательно необходимо учесть при оформлении финансовой документации.

2. Отражение в документации поступающей продукции

В место продажи любые товары могут поступать как от оптового поставщика, так и от производителя. Важный нюанс для каждого из этих видов — наличие полного пакета сопроводительных документов, которые оформляются в соответствии со всеми требованиями. Про учет товаров в оптовой торговле мы уже писали ранее.

Когда товар привозят от поставщика путем доставки на автомобиле, то должна быть заполнена товарно-транспортная накладная. Она должна состоять из 2 основных разделов:

Товарный раздел. Заполняет его поставщик товаров. В накладной следующие пункты:

  • данные поставщика и получателя (адрес, наименование, контактная информация);
  • сведения о товаре (название, артикул, цена, масса);
  • размер НДС.

Транспортный раздел. Вносят данные в него в процессе доставки и отгрузки товара. Содержит он в себе следующие сведения:

  • дату, когда привезли товар;
  • номер транспортного средства;
  • номер путевого листа;
  • пункты погрузки/разгрузки;
  • важные данные о поставщике, получателе;
  • полная информация о грузе.

торговый учет для розничной торговлиДанный документ должен заполняться одновременно в 2 экземплярах: один поставщику, второй — получателю.  Иностранные или иногородние поставщики могут доставлять товар другими видами транспорта, в таком случае перечень документов может отличаться.

На каждый товар должны прилагаться сертификационные документы от производителя, подтверждающие качество товара. В этих документах должны быть ссылки на специальный гигиенический сертификат.
Если товар из категории продуктов питания поступает из другого государства, то перед его реализацией необходимо обязательно проверить наличие отметки Госсанэпиднадзора РФ. Продажа импортных продуктов без этой отметки на территории РФ запрещена.

Товары приходуются  материально ответственным лицом в день их поступления. Их оформление производится непосредственно по факту наличия.

Учет товаров предполагает их отметку по дебету, а выбытие — по кредиту. Ведется он на активном счете 41 «Товары», на субсчете 2 «Товары в розничной торговле». Дебетовое сальдо нужно отразить в разделе 2 «Оборотные активы». В счете 42 «Торговая наценка» необходимо отразить разницу между стоимостью реализации и закупочной стоимостью товаров, если операции оцениваются по ценам реализации продукции.

Анализ показателей необходимо проводить по каждому материально ответственному лицу на основании полученных показателей. Анализ важно проводить по каждому расчетному документу поставщиков по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Нужно осуществлять анализ показателей отдельно по всем поставщикам. По кредиту сведения берутся из товарно-транспортной накладной, а по дебету — из расчетных документов.

АВТОМАТИЗАЦИЯ УЧЕТА В РОЗНИЦЕ

Если предприятием будет выбрана оптимальная программа для учета в розничной торговле, это поможет избежать возможных ошибок, которые обычно допускаются случайно в процессе подсчета.

Одна из наиболее популярных —  сервис CloudShop. Он позволяет значительно упростить работу персонала, а также наладить правильное ведение расчетных операций. Основным преимуществом программы является и то, что с ней можно работать как с компьютера (в web-версии) или с телефона (в приложении).

Особенности программы:

  • продажи кассира можно учитывать так, что он не будет видеть наценки, оптовые цены товара;
  • благодаря личным картам клиентов и их считыванию во время покупки возможно отследить предпочтения покупателей.
  • программа на основании сведений прогнозирует предполагаемые объемы продаж и необходимые закупки;
  • удобная система изменения параметров товара и добавления его в программы. Также благодаря общей системе подсчетов есть возможность видеть наличие товара на складе и отображать остатки по сети после продажи 1 единицы в одном магазине;
  • подробный анализ финансовых операций и положения дел предприятия: действует 10 (!) видов отчета.
  • помощь в формировании финансовой отчетности, оценка задолженности, валового дохода и прочих показателей деятельности предприятия.

Важной особенностью для  предпринимателей является то, что при помощи этой программы появляется возможность снизить издержки.

Правильное оформление бухгалтерской документации важно. От правильности заполнения всех документов будет зависеть доход организации, вот почему этому вопросу стоит уделять особое внимание. В идеале, чтобы избежать ошибок, следует использовать программу для магазина Cloudshop.