В 2011-м году Дарья и Артем Москвины уехали жить в Питер, но через год вернулись в Омск, потому что хотели работать на себя, а сидеть в офисе не хотели. Папа Даши предложил ребятам пчеловодство. С этого пять лет назад началась компания “Свой мёд”.
— Начинали сразу с 10 ульев, это много для неопытного пчеловода и к осени накачали пол-тонны меда, с трудом все продали. А сейчас выросли до 70 пчелосемей и только частично перекрываем спрос на нашу продукцию.
Наша пчеловодная база находится в Омской области, а пчеловодство ведётся кочевым способом. Это значит, что все лето мы ищем цветущие поля и возим пасеку с места на место, обеспечивая пчел пропитанием. В конце сезона снова возвращаемся на базу и там уже пчелы зимуют.
Пчеловодство в нашем регионе, да и по России в целом, отстало от современного технологического развития, поэтому последние 2 года мы активно занимаемся научными разработками в области пчеловодства. Уже имеем несколько научных публикаций и грантов, являемся резидентами Омского бизнес-инкубатора.
— Где человек, решивший заниматься пчеловодством, может ему научиться?
— Научиться пчеловодству непросто, пчелы — высокоорганизованный организм, сложно проникнуть в суть происходящих в нем процессов, еще сложнее — своими действиями улучшить работу и без того идеального сообщества. Первые два года мы кочевали совместно с большой пасекой и пытались повторять их технологию, теперь же мы можем как-то ее совершенствовать. Сейчас много книг, форумов, видео на YouTube, но информацию из интернета надо фильтровать. Теперь сами берём на практику студентов на лето, иногда нам звонят и просят помочь советом по пчеловодству. Мы помогаем чем можем, конечно. Так что при желании заниматься пчеловодством и найти начальную информацию не составит труда.
В этом году планируем запустить проект по обучению пчеловодов-любителей “Улей в каждый двор”. В европейских городах ульи стоят на крышах прямо. Омск — не самый передовой город, но мы работаем над этим. Проект важен, ведь в пчеловодстве важно найти хорошего ментора.
Мы, кстати, для развития своего дела использовали в своё время государственные субсидии и гранты, это тоже хорошая поддержка.
— Сезонность такого бизнеса — недостаток?
— Сезонность нашего дела — это плюс. Летом добываешь и продаёшь, зимой только продаёшь и занимаешься совершенствованием материальной базы (а там огромное поле для работы). Компания небольшая: я с мужем, сторож на пасеке летом живёт, в магазине есть продавец и на отдельные технологические процессы нанимаем работников. Наши родители тоже стали квалифицированными пчеловодами и хорошо нам помогают.
Своё дело любим за свободу, которое оно дает. За работу на природе, за возможность самим решать каким будет бренд, каким будет продукт, как его упаковать и подать. И, в конце концов, мы всегда можем среди недели взять детей и поехать за город отдохнуть на пару дней. Не всегда так идеально, конечно. Трудности тоже бывают. Это лето, например, неурожайное: мало мёда, себестоимость его выше. Пчелы в нашем регионе перезимовали плохо, в прошлом году сгорел жилой фургон, а в этом, буквально на днях, перевернулась машина. Обычные риски и трудности, как и в любом деле.
— Расскажите о проекте «Медовое путешествие».
— «Медовое путешествие»мы придумали сами. Приятно смотреть на наше детище за пределами региона. Покупатели идею поддержали. И теперь наш мед фотографировался в Сочи, Питере, Барануле, Будапеште, в Китае и на Эльбрусе. У нас есть круг постоянных клиентов, есть и те, кому интересен крем-мёд. Технология крем-мёда обычно даётся не с первого раза, мы не так давно ее освоили. Бывает, люди пробуют другой мед и возвращаются к нам. Или так говорят — “у родственников своя пасека много лет, а ваш мёд вкуснее”. Хотя, что можно сделать с мёдом, чтобы он не был вкусным?
Первое время работали с доставкой по городу, а в мае открыли магазин — свою медовую лавку. Сейчас работаем над поставками в местные магазины. Также отправляем оптовые партии в Петербург, планируем пробовать поставлять в Тюмень. Но пока что, в основном, свою продукцию сами реализуем. Иногда участвуем в ярмарках (Тюмень, Омск).
Помимо меда мы продаем пыльцу и мед в сотах. Учет ведем в CloudShop, в магазине кассир тоже работает через эту программу.
Какой мёд самый полезный? Часто говорим клиентам, что полезный — тот сорт, который вам больше всего нравится. И это так! По крайней мере, для общего укрепления здоровья и защиты от простуды. А вообще в подсолнечном — больше глюкозы, гречишный — полезен для пищеварения и так далее.
Вы — тоже пользователь CloudShop и любите своё дело? Тогда мы идем к вам! Пишите нам на pr@cloudshop.ru и ваша история появится в этом блоге! Здесь уже публиковались истории:
- о крупной меховой компании
- о том, как запустить магазин детской одежды
- о том, как открыть магазин кальянов
- о том, как открыть вейп-шоп
- об интернет-магазине сумок из Италии
- о том, как открыть квест-комнату
- о бренде галстуков-бабочек
- о зоомагазине
- о магазине цветов
- о клубе активного отдыха
- о магазине электроники
- о магазине инструментов
- о сети магазинов спортивного питания
- об интернет-магазине кроссовок
- о магазине косметики
- о магазине экотоваров
- о магазине китайского чая
- о магазине американской одежды
- о магазине натуральных камней
- об интернет-магазине постельного белья
- о том, как продают развлечения
- о том, как продают еду