Практически все направления розничной торговли являются высококонкурентными. В такой ситуации у предпринимателей возникает необходимость в создании бонусной программы, которая стимулировала бы целевую аудиторию и предоставляла преимущества по сравнению с конкурентами. При этом программа не должна быть слишком дорогостоящей и являться причиной снижения прибыли.
Бонусная программа (программа лояльности) магазина — это инструмент по стимулированию покупателей на совершение приобретений в условиях высокой конкуренции.
Признаки и задачи программы лояльности
Торговля является прибыльной только при условии активности целевой аудитории. При этом, клиент должен не просто совершить покупку, но и возвратиться в магазин для повторного приобретения товара. Именно с целью решения этой задачи создаётся программа лояльности, которая должна иметь следующие признаки:
- Повышать уровень доверия к торговой марке, продукции или компании;
- Удерживать ЦА, особенно наиболее активный её сегмент, приносящий максимальную прибыль;
- Повышать частоту покупок и/или увеличивать «средний чек»;
- Оперативно реагировать на снижение активности ЦА;
- Формировать информационную базу по клиентам;
- Сокращать расходы на рекламу и маркетинг путём применения индивидуальных предложений.
Состав и цели программы лояльности
Техническая реализация бонусной программы применительно к торговле осуществляется через использование следующих стандартных элементов:
- Накопительная система, предполагающая начисление баллов за осуществление покупок;
- Промокоды и купоны со скидками;
- Акции, разработанные под решение конкретных задач;
- Персональные акции и бонусные предложения активным участником программы лояльности;
- Распространение дисконтных карт.
Однако, прежде чем заняться технической реализацией бонусные программы, предприниматель занимающийся торговлей, должен решить целый ряд задач:
- Определить перечень вопросов, которые стремиться решить покупатель – потребности и «боли» клиента;
- Исходя из потребностей покупателя поставить конкретную цель ограниченную по времени и измеряемым параметрам;
- Подобрать механизмы воздействия на клиентов и выстроить структуру бонусной программы;
- Осуществить предварительный Запуск программы для выявления её слабых сторон и скорректировать их;
- Внедрить бонусную программу в полном объёме;
- Провести анализ её эффективности по сравнению с расчетными параметрами и при необходимости внести изменения.
Преимущества
Использование бонусной программы для розничной торговли, особенно в малом бизнесе, принесет владельцу магазина следующие преимущества:
- Получение большого объёма информации о постоянных покупателях. Это позволит проводить более глубокий маркетинговый анализ и создать точный портрет покупателя;
- Сформировать связь с аудиторией используя различные каналы e-mail, telegram-боты, SMS рассылки, push-сообщения;
- Повысить мотивацию целевой аудитории для повторного обращения в магазин.
Бонусная программа, в отличие от дисконтной, позволяет использовать заработанные баллы таким образом, чтобы сохранить прежний уровень прибыли и минимизировать или полностью исключить недополученную предпринимателем выгоду.
Ответственные лица
Создание бонусной программы, как правило, осуществляется рабочей группой, куда входят следующие ответственные лица:
- Руководитель магазина. Осуществляет постановку целей, формирует или утверждает основную концепцию, выделяет бюджет, контролирует коммуникации внутри проекта, а также производит внедрение бонусные программы в существующие бизнес-процессы;
- Проект менеджер. Осуществляет сбор информации анализирует воронку продаж выявляет черты определяющие эффективность бонусной программы и её ценность для целевой аудитории;
- Бизнес-аналитик. Определяет перечень требований к продукту и контролирует коммуникации между бизнес отделами и it;
- It-специалист — реализует it-блок бонусной программы, осуществляет процесс контроля разработки технического обеспечения, определяет ресурсы для реализации программы и оценивает риски;
- CRM-маркетолог — определяет требования к техническим средствам реализации проекта, контролирует клиентскую базу, контролирует коммуникации с клиентами.
Стандартные программы лояльности
На данный момент широко используются следующие типы бонусных программ для малого бизнеса и розничных магазинов:
- Дисконтная – используется фиксированная скидка на товар или определенную группу товаров. Карту со скидкой клиент получает за покупку на определенную сумму.
- Накопительная – клиент получает баллы, которые являются фактически кешбэком и используются для следующих покупок. Дополнительно в ней может применяться статусная система — чем выше статус, тем больше процент кэшбэка. Также могут быть введены временные и другие ограничения на использование полученных бонусов.
- Зонтичная. Требует оформления подписки. Также реализуется через накопление баллов за использование сервиса или покупку товара компании.
- Закрытый клуб. Данный тип бонусной программы обычно используется магазинами, которые реализуют брендовую продукцию. Технически реализуется также как и накопительная система. Покупатель получает баллы за приобретение товара. Кроме того, он получает предложение недоступное другим покупателям не участникам клуба.
- Партнёрская. Предполагает привлечение других предпринимателей с возможно всё совместного использования бонусов накопленных по каждому из них.
Топ-5 правил успешной программы лояльности
Успешная бонусная программа должна строиться, основываясь на следующих правилах:
- Простота — правила получения и использования бонусов должны легко пониматься всеми покупателями.
- Отсутствие скрытых препятствий — никаких дополнительных правил «мелким шрифтом».
- Приветственное предложение — покупатель получает баллы за вступление в бонусную программу.
- Ограничение использования контактных данных — рассылка только для оповещения об акциях по бонусной программе, а не для спама.
- Обязательно баллы с каждой покупки.
Стоит отметить, что современные технологии позволяют ограничить затраты на техническую реализацию бонусной программы. Вместо выпуска пластиковых карт могут быть использованы их виртуальные аналоги.