Анастасия Палаухина живет в небольшом сибирском городке Таштагол в Кемеровской области. Однажды она не смогла купить обитателей для своего нового аквариума — просто никто в радиусе 250 километров этим не занимался. Так появилась идея открыть зоомагазин “ЗооПрофи” — единственный во всем городе с рыбками, птицами и грызунами.
“В городе не было зоомагазинов”
Город у нас маленький, здесь живет всего, если быть точными, 32424 человека. До ближайших относительно крупных городов ехать по 250-300 километров. Такое расстояние я однажды проделала, чтобы купить рыбок для аквариума.
Никто у нас таким бизнесом никогда не занимался. Был всего два зоомагазина. Правда, они специализировались только на товарах для животных, живности там не было. Рядом с одним из них я работала и наблюдала, как у них дела. Продажи магазина оставляли желать лучшего, и вскоре он закрылся.
В этот момент я подумала, нужно рискнуть и открыть на его месте свою торговую точку. С продуктами связываться не хотелось, уже тогда ощущалось давление крупных сетей. Одеждой занимался каждый третий предприниматель. А зоомагазин с животными — такого ни у кого не было.
Дорожка к закрывшейся точке уже была протоптана, и я решила выкупить бизнес. В наследство от предыдущих хозяев нам досталось оборудование — прилавки и стеллажи, и нереализованный товар. Мы составили список всего, что нам необходимо. Купили товары для животных, завезли клетки с аквариумами и заселили их живностью. Вложения на запуск магазина составили примерно 200 000 рублей. Это личные сбережения, с заемными деньгами не связывались. В плюс вышли спустя 2,5 года.
“Где попало животное не купишь” — особенности работы зоомагазина
Мы решили — будем заниматься рыбками, птицей, кроликами, грызунами (хомяки, шиншилы, морские свинки). Кошек и собак исключили — им тяжелее обеспечить должный уход, и они затратны в содержании.
Долго искала поставщиков животных. Где попало у нас животных брать нельзя. Я не могу поехать на птичий рынок и с рук купить попугаев в свой магазин. Нашли специальную фирму, которая занимается разведением хомячков, кроликов, птиц. Также они везут животных из Таиланда, Китая. Попугаев мне поставляют из Краснодарского края. На каждое животное мы делаем ветеринарную справку. Платим за нее отдельно. Она подтверждает, что животное прошло клинический осмотр, были сданы анализы. Это необходимая гарантия, что для людей никакой опасности зверь не представляет.
Также я не могу купить старое животное. К нам часто приходят жители города и просят принять в дар или выкупить их зверька, который успешно жил с ними 10 лет, а сейчас пришелся в тягость. Еще мы не можем взять обратно животное, которое было куплено у нас же. Люди побалуются черепашкой и хотят вернуть. Однажды было такое, у покупателей наплодились хомячки, и они принесли детенышей к нам. Стараемся объяснять каждому клиенту последствия приобретения живого существа и ответственность за них.
О проблемах
Если кто-то думает открыть зоомагазин с животными, важно понять — проблемы могут возникнуть не от проверяющих структур. Главные и постоянные трудности — это уход. Звери живут в вашем магазине и за ними нужно следить, их нужно кормить, чистить их дом. Все это дополнительные затраты. Нам приходится много списывать, но это необходимость.
Еще одна крупная статья расходов — вода, электричество. У нас помещение без отопления. А зимой в Сибири холодно. Мы ставим специальные обогреватели в аквариумы, круглосуточно греем помещение для птиц.
И, конечно, рост цен. Пять лет назад на 20 тысяч рублей можно было заказать целую машину, чтобы заполнить прилавки необходимым товаром. Сейчас нужно не менее 60 тысяч рублей.
О конкуренции судить сложно. После нас в городе открылся еще один зоомагазин. Но он не рискнул связываться с живым товаром. Мы по-прежнему единственные.
“Нас считают зоопарком” — работа с покупателями
Горожане относятся к нам с позитивом. Для них мы, как миниатюрный зоопарк. Часто принимаем у себя на экскурсии дошколят. Как-то дети в детском саду изучали окружающую среду и для наглядности воспитатели привели их к нам, чтобы показать, как живут рыбы, какие условия нужны экзотическим птицам.
Почти каждый день дети забегают проследить, кого продали, кто появился новенький. Мы с детской аудиторией очень активны. Хоть решение о покупке и принимает родитель, ребенок, как правило, инициатор.
Для продвижения хорошо работают два канала — инстаграм и реклама в газете.
“1С мы даже не распаковали” — как настроили систему учета
Раньше, как и многие, мы вели учет в тетрадке. Но со временем позиций становилось больше, следить за всеми операциями становилось проблематично. Купили 1С, но не разобрались с ней. Нераспакованная коробка до сих пор лежит.
CloudShop нашли по отзывам в интернете. Подключились. На интуитивном уровне оказалось все просто. Из того, что нравится:
- Учет. Ты всегда видишь, сколько товара у тебя в наличии, а что требуется докупить. В ассортименте зоомагазина очень много так называемой мелочевки, за которой сложно уследить. А в системе все считается автоматически.
- Отчет. Я удаленно могу просматривать, как обстоят дела в магазине. Система формирует отчеты по дням, за неделю и месяц. Там вся нужная информация — сколько товара продано, сколько было возвратов, какую выручку принес магазин, и какую прибыль мы получили.
- Акции. С помощью программы мы ввели систему лояльности. Покупателям выдаем накопительные скидочные карты. Для каждого клиента в CloudShop можно создать личный кабинет и фиксировать в нем его покупки.
- Карточка товара. Этот инструмент особенно оценили продавцы. В карточке товара можно дать наиболее полное описание с фотографией. У нас больше не возникает путаницы при продаже мелочевки или специфичного товара, такого как, например рыбки. Раньше новенькие продавцы путались в породах, не могли отличить гуппи от мелких неонов. Когда навели порядок в карточках товаров, проблема исчезла.
В целом, программа легкая — есть поиск, можно делить товар по группам. С ней порядка в магазине стало больше.
Хотите рассказать историю своего бизнеса, пишите pr@cloudshop.ru