Что такое маркировка товара?

В России предусмотрена обязательная маркировка определенных товаров. При этом с каждым годом она охватывает все больше товарных групп. В настоящее время предусмотрены и утверждены единые правила маркировки. Это позволяет предпринимателям успешно начать работу в соответствии с новыми требованиями, избежать штрафов и проблемных моментов В данной статье разберем, что такое маркировка, для чего она нужна, кому и как к ней готовиться.

Что такое маркировка

Маркировка представляет собой специальный штрих-код, который можно увидеть на упаковках различных товаров. Что такое маркировка товара? Каждому товару в системе маркировки присваивается идентификационный код. Он уникален для каждой позиции, позволяет отследить движение товара с момента производства до продажи. При этом все изменения статуса передаются в информационную систему.

Необходимость маркировки

В России довольно много поддельных товаров. Те же лекарства довольно часто подделывают и незаконно ввозят на территорию РФ, что приводит к большому объему контрафакта в аптеках. Лица, занимающиеся подделкой товаров, не приобретают лицензию и не платят налоги. Как следствие, они избегают всех проверок как производственного процесса, так и качества конечной продукции. Ввиду незнания о данных производствах государство попросту не может контролировать качество такой продукции. Как следствие, покупатель тратит порой немалые деньги на покупку поддельного некачественного товара. В 2005 государство запустило ЕГАИС и предусмотрело акцизные марки для контроля качество алкогольной продукции. Такие марки наносились по факту производства в России или ввоза спиртного в страну. Каждой бутылке присваивался код PDF417, который приклеивали на бутылку. Идентификационный код при этом отсылался на сервер ведомства ФСРАР. Данный шаг позволил государству контролировать алкогольную продукцию и получать информацию по объему производства и ввоза легального алкоголя. В последующем было зафиксировано превышение объемов продаж над количеством производимого алкоголя, что свидетельствовало о том, что в стране все равно производится контрафактная продукция. Для решения проблемы в 2015 году был предусмотрен 182-ФЗ. Согласно нему каждый магазин должен был считывать марки спиртной продукции. Помимо товарного штрих-кода, продавцы должны считывать штрих-код PDF417 по факту приема и продажи товара. Все данные отправляются в ведомство ФСРАР. При этом оно видит прием и продажу определенным магазином конкретных товаров. Данные мероприятия позволили на 20% сократить преступления, связанные с производством и реализацией контрафакта. Для торговли алкоголем необходимо получить специальную лицензию, но для торговли другими товарами она не нужна, поэтому для контроля и борьбы с контрафактом на рынке другой продукции была предусмотрена маркировка.

Почему маркировка не обременит бизнес и покупателей

Простое производство штрих-кодов. Код PDF417 для алкоголя не всегда считывается сканером. Меховые изделия, к примеру, маркируются кодом RFID. Он же, в свою очередь, дорогой в производстве. Для минимизации нагрузки на бизнес и покупателей для остальных товаров был предусмотрен двухмерный код Data Matrix, который недорогой и простой в плане производстве. Работа с ним предполагает использование 2D- сканера, благодаря чему обеспечиваются минимальные затраты на работу с новой системой. Передача данных в систему через ОФД. Розничная продажа должна осуществляться с передачей данных в ОФД. При этом ЦРПТ решил добавлять дополнительный штрих-код к товару. Он сканируется при продаже и добавляется в чек. Принцип схож с ЕГАИС, но в отличие от последнего убрали программный модуль, дорогие марки и накладные расходы.

Кому нужна маркировка, что нужно для работы с ней

Влияние маркировки на бизнес незначительно. Она несет изменения лишь в его процессы — приемку, хранение и продажу товаров. К тому же, каждая торговая организация обязывается работать только с маркированной продукцией в случае обязательной маркировки для этой категории. Вся ответственность за прием и реализацию контрафакта будет лежать исключительно на магазине. В период экспериментального внедрения ЕГАИС крупный ритейл заранее готовился к данной системе — покупал необходимое оборудование, адаптировал бизнес-процессы, активно обучал персонал. Поэтому с обязательным вводом ЕГАИС компании уже были готовы к данной системе.

Что необходимо для работы с маркировкой:

  1. Зарегистрироваться соответствующем эксперименте.
  2. Адаптировать процессы бизнеса и обучить персонал
  3. Приобрести онлайн-кассу для работы с маркировкой, купить КЭП и настроить ЭДО.

Изменения в бизнес-процессах

Приемка. Участники должны узнать, как работать с накладными УПД, принимать товар, отказаться от приемки немаркированной продукции, а также обучить персонал и настроить все системы. При работе с маркированным товаром все действия по его приемке, учету и продаже необходимо выполнять в системе маркировки. Данные процедуры можно выполнить в Кабинете CloudShop. Продажа. При отпускании товара покупателю необходимо сканировать товарный код и штрих-код маркировки. Для этого потребуется 2D-сканер и подписание соглашения с ОФД.

Какое оборудование работает с маркировкой

Все кассовые решения CloudShop успешно работают с маркировкой. Но с не могут работать автономные кассы. Они работают по сумме без идентификации товара, не списывают продукцию по базе. К таким кассам невозможно подключить сканер, идентифицировать товар возможно лишь 2D-сканером, подключенным к кассе. Производители предлагают автономки как готовые решения по ЕГАИС, но они не предполагают использование 2D-сканера, установку УТМ и идентификацию товара, что является обязательным условием для работы с ЕГАИС и алкогольной продукцией. В качестве выхода производители предлагают покупку дополнительных компьютеров к кассам. С их помощью уже возможно подключить сканер, сравнивать и учитывать данные для ЕГАИС. Но покупка и подключение дополнительного компьютера потребуют дополнительных финансов и хлопот.
CloudShop — бесплатная программа и приложение для автоматизации учета и кассы в магазине
Увеличивайте доход, экономьте время и сокращайте затраты, используя CloudShop

Простая программа для магазина, программа для кассы и склада

Попробуйте CloudShop. Бесплатно 14 дней.
Get it on Google Play

Еще полезные статьи от программы для магазина CloudShop