Среди пользователей CloudShop немало тех, которые ведут бизнес в сфере сетевого маркетинга. Сетевой маркетинг (правильнее — MLM, многоуровневый маркетинг) овеян мифами: некоторые считают этот вид деятельности чуть не сектой, равно как найдутся и те, кто считает, что за сетевым маркетингом — будущее. Попробуем разобраться?
MLM по сути своей не вид организации, а только способ распространения продукции. Что его отличает? Прямые продажи конечному потребителю (не через магазины), право дистрибьютора привлекать себе команду подшефных дистрибьютеров. Сейчас MLM-компании активно используют соцсети для рекрутинга. На заре становления сетевого бизнеса все решалось тем, насколько широкий круг общения у дистрибьютора и насколько он может быть убедительным.
Чем привлекает?
Привлекает сетевой вот чем: гибкий график, минимальные первоначальные вложения, атмосфера взаимоподдержки, возможность приобретать продукцию компании с максимальной скидкой. Нередко в сетевой маркетинг приходят студенты и мамочки в декретном отпуске, а именно им так важна и нужна “движуха”. И система MLM-организаций как раз заточена под это: обучения, конгрессы, семинары, поездки… Чего-чего, а событийности в этой сфере деятельности хватает.
Мы спросили у ребят, которым довелось трудиться на благо MLM-компаний, что им это даёт?
— Это мне даёт прежде всего неплохой доход, много новых знакомств в разных сферах жизни. После сетевого можно без страха открывать что-то своё…Самое трудное — работа над собой, никто не обязывает и не заставляет (на обычной работе — в основном через «надо»). Страх предлагать продукцию и заговорить с людьми на нужную тему со временем отпадает.
Дмитрий Шешин (Coral club), ныне независимый предприниматель:
— Сейчас я в этой сфере не работаю, но сетевой маркетинг дал много: опыт выступлений, опыт в продажах, умение не бояться отказов и людей. В общем, всю базу для самостоятельного ведения дел. Попал я туда просто: на улице раздавали флаеры для получения бесплатного подарка, попал на встречу “Орифлейм”, понравилась идея. Потом через год перешел в более интересную сетевуху — “Коралловый Клуб”. Хорошая база там дается,но трудным было все. Почему сетевой маркетинг так отпугивает многих? Потому у что это жесткие, навязчивые продажи, в основном и потому что почти никто из сетевиков не умеет работать экологично.
— Сетевой для всех, но не все для него. Чтобы здесь преуспеть, нужна хорошая самоорганизация и чётко поставленные цели. Для меня сетевой в первую очередь — личностный рост. Здесь можно получить новые знания, обрести полезные привычки, знакомства, даже друзей и, конечно, улучшить свою финансовую ситуацию. Я пришла во время декретного отпуска и буду продолжать начатое дело в дальнейшем. Выходить на наемную работу пока не планирую, уволилась. Ранее никогда не рассматривала для себя сетевой бизнес, т.к. мои представления о нём были как и у большинства людей — стереотипными. Но я не тороплюсь сказать “нет”, не изучив предложение со всех сторон. У каждой такой компании есть свой маркетинг-план, изучив который вы можете обозначить преимущества для себя в нем и/или недостатки. О возможностях этого бизнеса узнала, только когда, по приглашению родственницы пришла в компанию.
Чем отталкивает?
Обратная сторона медали — та напористость, с которой представители сетевого маркетинга зачастую действуют, и частичное сходство многоуровневого маркетинга с пирамидальными схемами.
Как отличить MLM-организацию от мошеннической пирамидальной схемы?
Во-первых и в-основных, сетевой бизнес продвигает в первую очередь продукцию, и только потом — рекрутинг. То есть цель сетевого маркетинга все-таки конечный потребитель, клиент. А задача пирамиды — вовлечь как можно больше людей. Во-вторых, как правило, первоначальный взнос в сфере MLM — небольшой, стартовый комплект можно купить за приемлемые деньги, а обучение и вовсе бесплатное чаще всего. Клубы, построенные по принципу финансовых пирамид будут настаивать на максимальном вложении и предлагать мифические “обучающие материалы” за немаленькие суммы.
Пирамиды зарабатывают на вас. Сетевой маркетинг — вместе с вами.
Тех, кто в свое время отказался от работы в сетевом маркетинге, мы спросили о том, что их оттолкнуло?
Сабина Ахметзянова:
- Чрезмерная экзальтированность. Человек наделен интеллектом и богатой эмоциональной палитрой. Мы можем не только восторгаться, радоваться, воодушевляться, мы умеем грустить, злиться, досадовать, тревожиться. Но когда моя родственница вовлеклась в сферу сетевого маркетинга, она вдруг начала вещать на языке тренингов личностного роста. Ну, вроде “Вперед, к успешному успеху через успех, пусть будет успех, успех, успех!” и “Молодость, красота, здоровье, успех, успех, успех!”. Понимаю, такими вот формулировками бизнесменов кормят на их встречах, форумах, семинарах. И не заразиться этим невозможно, наверное. Но лично меня такой “позитив” отталкивает.
Елена Полянская:
- Придерживаюсь мнения, что на работу надо ходить за интересным для себя делом и деньгами, а если тебя просят «вложиться», чтобы это самое интересное получить, надо бежать. Кстати говоря, у меня нет личных примеров общения с людьми, сделавших в сетевом маркетинге большие деньги, да и они не будут тебе показывать декларацию о доходах. А не все то правда, что на заборе написано
Факты
-
- Первые организации, работающие по схеме сетевого маркетинга появились в России в начале 90-х. Особенно известна была компания Herbalife.
-
- В России зарегистрировано свыше 400 MLM-проектов, 16 из них являются членами российской Ассоциации прямых продаж.
-
- Вот тут есть список самых разных проектов в сфере сетевого бизнеса: от косметики до инфопродуктов.
-
- Старейшая MLM-компания — Avon. Она была создана в 1886 (!) году.
- Годовая выручка таких компаний как Amway и Avon составила в 2012-м году около $11 млрд (по данным Всемирной ассоциации прямых продаж).
Надо сказать, что во времена кризисов и экономической нестабильности именно сетевой бизнес вполне себе процветает. Многие, если и не рассматривают сетевой как основной источник дохода, используют его как дополнительный. Добиться высот в этой сфере сложней, чем где-либо, однако хорошим подспорьем такое дело быть может.
Автор: Полина Низамовa